Мнение: Наши традиции — фундамент для будущего России

Современная Россия представляет собой особую цивилизацию, общество которой формировалось на протяжении как минимум последнего тысячелетия. Фундаментом российского общества являются традиции русского народа, а также других народов России.

Традиции формируют особый характер народа: верность семье и родной культуре, вера в Бога, гостеприимство и уважение к культуре других народов, но при этом ненависть к врагам, покушающимся на суверенитет Родины и родную культуру.

Принятие князем Владимиром в 988 г. христианства восточного образца из Константинополя помогло объединить многочисленные славянские, скифо-сарматские, финские и балтские племена на равнинных просторах востока Европы. Именно православие сформировало особую русскую идентичность и помогло создать единое Русское государство. Вплоть до наступления эпохи модернового национализма в Европе (XIX века) этноним «русский» на Руси обозначал православного христианина. Так, даже в Польско-Литовском государстве «русинами» называли именно православных, а на Руси простой люд получил название «крестьяне» (т.е. христиане).

Именно такое соответствие «русский — православный» облегчило инкорпорацию в сословную структуру традиционного русского общества не только единоверных грузин и осетин, но и переходившую в православие татарскую знать. Однако и с другими традиционными религиями у русских находилось взаимопонимание. В Российской империи ислам был второй государственной религией после православия.

Важной стороной русского характера является трудолюбие, но противоположной этой черте является медлительность («русские долго запрягают») и ленивость. Возможно, как пишет академик РАН историк Л.В. Милов в книге «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», эта особенность характера была вызвана климатическими особенностями средней полосы России: перенапряжённый крестьянский труд в тёплое время года и продолжительная зима с лежанием на печи. Однако русские люди всегда умели отдыхать. У нас есть богатые традиции зимних видов спорта и народных забав. Тем более, зимой у крестьян тоже было много обязанностей.

С конца XVI века при ослаблении династии Рюриковичей на территории Русского государства впервые открываются кабаки, тогда как до этого иностранные путешественники всегда удивлялись трезвости русских. К сожалению, распространение кабаков не было вовремя остановлено, что привело в т.ч. и к событиям Смуты, когда Русское государство оказалось на краю полного уничтожения. Первый российский император Пётр I «прорубил окно в Европу». Однако «учась» у Европы передовым научным и военным технологиям, наш император не отделял зёрна от плевел. В результате, мода на европейскую одежду (до Петра западноевропейский костюм уже был известен на Руси и его носили некоторые придворные вельможи, а также дворяне) стала внедряться в общество. Наиболее падкими на иностранщину оказались верхние слои русского общества. Помимо моды на иностранную одежду и общение на иностранном языке (чтобы простые люди не понимали) внедрялась и мода на курение табака.

Однако ещё во второй половине XIX века, в 1858 — 1860 гг. в 12-ти губерниях России имели место трезвеннические бунты, когда крестьяне отказывались платить откупщикам, создавали общества трезвости и зарекались пить любой алкоголь. Доходило даже до погромов питейных заведений. К сожалению, тогда в эти регионы были введены войска и «бунты» были подавлены.

Но уже в 1914 г. в Российской империи в преддверии мировой войны был введён сухой закон. На государственном уровне создавались общества трезвости. Далее с пьянством боролись и советские власти. В Советском Союзе было проведено несколько антиалкогольных компаний, последней из которых стал сухой закон 1985 г. Сейчас в России, в отличие от периода пьяных 1990-х, снова уделяется внимание борьбе за трезвость: на государственном уровне реализуется программа поддержки спорта и развития физической культуры.

Важно сказать и об одежде: каждый день мы носим одежду. На Руси, как и в других традиционных обществах, существовал специальный «язык» одежды. Поэтому встречали именно «по одёжке». В советское время вся одежда производилась преимущественно в Советском Союзе. Сейчас период господства иностранных брендов одежды, кроме того из США и Западной Европы к нам пожаловала мода хипстеров и панков и др. субкультур (а по сути — контркультур), заразившая и российскую молодёжь. Сейчас происходит медленное, но верное возрождение отечественного текстиля. Возможно, мы сможем противостоять глобализации и в мире одежды с навязыванием потребителю определённых стереотипов и «образцовой» унификации в этой сфере. В России есть богатая традиция народной удобной одежды и своего неповторимого колорита.

Таким образом, стержнем нашей национальной культуры помимо исторически сложившихся лучших черт нашего национального характера являются такие традиции наших предков, как здоровый образ жизни с уважением физического труда и умением здорово отдыхать, одежда, а также вся совокупность достижений во всех областях гуманитарной сферы.

 

Автор: Александр Дронов

Читайте также
 Уильям Блум: «Мы живем в эпоху «второй холодной войны»»

8 октября на базе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН состоялась открытая встреча Уильяма Блума на тему «Правда о внешней политике США и […]

 Я достаю из широких штанин

Президент России Владимир Путин подписал указ о предоставлении американскому боксеру Рою Джонсу-младшему российского гражданства. «Удовлетворить заявление о приеме в гражданство […]

 Замечтательный

Цорионов порадовал нас новым откровением. Как видим, расправившись с манежными хулителями и школьными глобусами, он теперь «ведет переговоры с Асадом […]