Осуществление экологической политики России на национальном уровне — вектор устойчивого развития нашей страны

Осознание необходимости устойчивого развития нашей страны затрагивает ряд факторов, определяющих качество нашего будущего. Глобальное изменение климата, безусловно, является одной из важнейших проблем современной общественности. В атмосферу выбрасывается всё больше парниковых газов, а учёные всё чаще и серьёзнее обсуждают катастрофические последствия этого процесса. Не секрет, что сегодня климатическое регулирование — это дело политики. Международное сообщество уже не раз предпринимало попытки объединить усилия государств по борьбе с данной проблемой.

Поэтому неудивительно, что международное экологическое право характеризуется как быстро развивающаяся отрасль международного права. Чтобы представить наиболее объективный вариант концепции развития нашей страны в данном ключе, необходимо вернуться к истокам формирования международного экологического права, а также к его влиянию на законодательство России.

Данный вопрос получил свою непосредственную огласку на конференции ООН, проходившей в Стокгольме в 1972 году. Выше указанное событие послужило отправной точкой развития международного права в области охраны окружающей среды. С начала 70-х годов ХХ в. вплоть до 90-х годов, ряд стран на законодательном уровне принял перечень документов, закрепляющих право человека на «здоровую» экологическую среду.

Данное событие не могло не оказать соответствующего влияния на законодательство СССР, так, в конституции 1978 были зафиксированы первые «отпечатки» стокгольмовской конференции: «В интересах настоящего и будущих поколений в РСФСР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».[1]

Следующим знаковым событием является Конференция ООН, состоявшаяся в 1992 году. На данной конференции большое внимание уделяли вопросам окружающей среды, однако ее эпохальность заключается в оформлении основных 27 принципов устойчивого развития, получивших свое незамысловатое название — «принципы Рио». Часть сформулированных принципов была представлена с небольшими дополнениями в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992 г.), а затем и принятой к ней (Рамочной конвенции) в 1997 году Киотского протокола по сокращению объёмов выпуска парниковых газов в атмосферу. После чего последовали многочисленные встречи лидеров государств в Копенгагене, Канкуне, Дурбане и Дохе. Однако 20 лет международного сотрудничества государств по данному вопросу оказались недостаточными для того, чтобы решить проблему изменяющегося климата. Цели, поставленные при оформлении Рамочной конвенции и Киотского протокола не были достигнуты, а проблемы изменения климата до сих пор лежат на повестке дня. Причиной всему является неучастие в соглашении США и Китая. Тем не менее, исследователи не раз упоминали и о достижениях данных соглашений за 20 лет сотрудничества: снижение выбросов парниковых газов в развитых странах[2].

Несмотря на многочисленные урегулирования данной ситуации, проблема все еще имеет место быть и, более того, занимает «первые полосы» международных обсуждений, примером чего может служить Конференция ООН 2012 г., проходившая в Рио-де-Жанейро («Рио+20»). Данная Конференция всецело была посвящена устойчивому развитию и проблемам изменения климата. Результатом «Рио+20» явилось решение, обязывающее страны решать проблемы окружающей среды, однако с самостоятельным выбором необходимого подхода.[3]

Россия была постоянным и довольно активным участником всех этих конференций, так, задачи, поставленные перед Россией в первый период Киотского протокола о стабилизации выбросов в окружающую среду на уровне 1990 г., были перевыполнены. Однако исследователи считают, что данные изменения связаны в большей степени с экономической ситуацией, сложившейся в нашей стране на период 90-х годов. Тем не менее, именно в этот период Россия стала одним из лидеров в вопросе снижения выбросов парниковых газов.

Не стоит оставлять без внимания Конференцию 2004 года, которая была посвящена ратификации Киотского протокола, странами, чьи суммарные выбросы парниковых газов составляют более 55% от мировых[4]. Несмотря на ожидания всеобщего согласия, США во главе с президентом Дж. Бушем отказались ратифицировать данный документ. Протокол, оказавшийся на грани срыва, был спасен Владимиром Путиным, который в 2004 г. дал согласие на ратификацию данного протокола.

Тем не менее, Киотский протокол не оправдал ожиданий и не достиг поставленных перед ним целей, в результате чего, спустя несколько лет встал вопрос необходимости созыва Киото-2. «Важно ли для России участие в Киото-2?»-до последнего момента оставался главным вопросом. Однако отрицательный ответ был все же вскоре оглашен. В связи с чем, напрашиваются логические выводы об отсутствии влияния России на решения международной конференции 2020 года. Отказавшись от участия в Киото-2 в большей степени по экономическим причинам, Россия сможет осуществлять экологическую политику на национальном уровне. В связи с чем, в данном ключе следует уделять огромное внимание лесному сектору и запасам гидроресурсов нашей страны. На долю России приходится примерно пятая часть мировых лесов и 10 % мировых гидроресурсов.

В результате сложившейся ситуации, в нашей стране уже был принят ряд мер, направленных на ресурсосбережение, а также использование электроэнергии на основе возобновляемых ресурсов. Более того, к 2020 году ожидается сокращение антропогенных выбросов на 25 %, в связи с чем, перед государством были поставлены соответствующие задачи. Для осуществления данных целей, в России в 2012 была создана Администрация Президента Российской Федерации, представляющая собой рабочую группу, осуществляющую взаимодействие общественных объединений и различных организаций нашей страны по вопросам изменения климата и устойчивого развития.

Изменение климата оказывает непосредственное влияние на человечество и на все сферы его жизнедеятельности. Данная проблема остается наиболее актуальной и по сей день. Однако показатели, которых на данный момент достигла Россия, свидетельствуют о благоприятных перспективах развития вплоть до 40-х годов XXI в.

[1] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. –М.: Изд-во «Известия» , 1978.

[2] Башмаков И.А., Башмаков В.И. Сравнение мер российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах. Центр по эффективному использованию энергии, 2012.

[3] -Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml

[4] Антропогенное воздействие на атмосферу и климат http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-14-47-10/88-2011-01-10-19-52-12/744-vozdeistvie-atmosphear.html

Автор: Виктория Коцур

Читайте также
 Уильям Блум: «Мы живем в эпоху «второй холодной войны»»

8 октября на базе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН состоялась открытая встреча Уильяма Блума на тему «Правда о внешней политике США и […]

 Я достаю из широких штанин

Президент России Владимир Путин подписал указ о предоставлении американскому боксеру Рою Джонсу-младшему российского гражданства. «Удовлетворить заявление о приеме в гражданство […]

 Замечтательный

Цорионов порадовал нас новым откровением. Как видим, расправившись с манежными хулителями и школьными глобусами, он теперь «ведет переговоры с Асадом […]